george_rooke: (Default)
george_rooke ([personal profile] george_rooke) wrote2015-03-21 03:24 pm
Entry tags:

"Игра в шахматы" - Константинопольский мир

Продолжим помолясь.
И прежде всего хотел бы сказать "СПАСИБО" macbushin за его несомненно ехидный вопрос, который заставил меня задуматься, и на досуге перечитать Соловьева. Я помнил, что ответ я находил именно там, но за давностью лет совершенно забыл - какой он.
И должен извиниться перед своими читателями. Я реально думал, что конечной целью Петра был Азов и Таганрог. Но Петр тем и велик, что когда погружаешься в его планы - понимаешь, что его решения гениальные и в то же время лежащие на поверхности.
Итак, в 1698 году в городке Карловцы собрались послы Австрии, Польши, Венеции и Турции. Собрались по инициативе Австрии. Почему?
Да потому что в конце 1697 года Англия, Франция, Австрия и Голландия подписали Гаагское соглашение, согласно которому трон испанского короля Карла II переходил эрцгерцогу Иосифу Фердинанду, но владения Испании в Италии и Нидерландах должны были быть разделены между Францией и Австрией. Поскольку это соглашение было подписано втайне от испанцев - вполне могла быть большая война. Плюс - совершенно не было уверенности, что Людовик XIV в очередной раз не решит подкорректировать свои территории, и не наложит лапу на долю австрияков.
В общем, Австрии к 1698 году нужны были свободные руки.
Для Петра это желание Австрии было как серпом по... гениталиям. Ибо после взятия Азова Петр планировал с помощью флота утвердиться в Керчи.
Именно Керчь с одной стороны и Кызы-Кермен - с другой были целью русского царя. В случае владения Керчью мы имели бы анклав на территории Крыма, и любой набег татар сразу бы приводил к удару по их стойбищам и улусам.
Что касается Кызы-Кермена (нынешний Берислав) - Селим-Герай прямо говорил - "из него москвичи и козаки могут приходить к Перекопа об одну ночь".
Мне кажется, или это настоящая блокада Крыма? То есть мало того что пистолет всегда приставлен к анусу Керчи, так еще и есть пункт подскока во всего лишь дневном переходе от Турецкого Вала, то есть Крым ласково держат и за попу и за шею сразу!
Причем, заметьте, Кызы-Кермен уже взят войсками Шереметева, то есть за горло уже взяли! А инструмент для засовывания пальца в крымскую... гм.. , ну, понимаете - он уже есть!


Взятие Шереметевым крепости Кызы-Кермен в 1695 году.

Но у этого амбициозного плана было одно условие - чтобы война Турции с Польшей и Австрией продолжалась, оттягивая главные турецкие силы. А вот с этим как раз не заладилось.
Петровский посланник в Карловицах пытался отговорить турок от заключения мира - мол, вот-вот умрет Карл II, и Австрия будет вынуждена воевать на два фронта, тогда вы будете господами положения. Турция и была бы не против, но сил не было уже здесь и сейчас, поэтому мир был насущно необходим османам.
Многие скажут, что это двуличная политика по отношению к своему союзнику. Может быть. Но давайте я вам тогда еще один пример двуличной политики приведу. Польский посол Лещинский просил прилежно у турок именем всего сената и всей Речи Посполитой, чтоб они с русским царем не мирились, а заключили союз с поляками и помогли им отвоевать Киев и всю малороссийскую Украйну (привет всем тем, кто мне рассказывал, что никакой угрозы от Польши нам к 1700-м годам не было). Правда польский круль Август был, по словам Лещинского, другом России, но - Лещинский поднимал палец! - мы, поляки его слушать не будем, и если вы, турки, профинансируете - то вообще быстренько с престола скинем!
Недаром Петр ненавидел Польское королевство. Из Соловьева: "Вскоре после возвращения из Равы, на пиру у Лефорта, Петр говорил: «Я было потолстел в Вене от жирной пищи; но нищая Польша сняла опять весь жир». Польский посланник заступился за отчизну. «Удивляюсь, — сказал он, — от чего это так случилось с вашим величеством: я родился и воспитан в Польше, однако отжирел». «Ты отжирел не в Польше, а здесь в Москве», — отвечал царь. "
В общем, стало понятно, что если придется воевать с турками - то воевать в одиночку. Но опять-таки - с точки зрения здравого смысла и оптимального приложения сил - захватить Керчь и угрожать захватом Керчи (разумеется, имея для этого все средства) - это одно и то же. Точно так же как и владеть Кызы-Керменом, и угрожать его захватом.
Петр решил замириться с турками до более удобного случая. Но чтобы показать, что возможности для захвата Керчи у него есть - приказал послам плыть в Стамбул на корабле.
Цитата: "Из Черкасска поехали в Азов, из Азова в Таганрог, где в двух верстах от города дожидался их военный сорокашестипушечный корабль "Крепость ", капитан голландец Петр фон Памбург. От Таганрога до Керчи посланники шли Азовским морем в государевом морском корабельном и галерном караване, над которым был предводителем и правителем ближний боярин и славного чина св. апостола Андрея кавалер и каравана воинского морского генерал-адмирал Федор Алексеевич Головин; командиром на корабле «Апостол Петр» был сам государь; в караване кроме «Крепости» было девять кораблей, две галеры, яхта, два галиота, три бригантира. В том же караване в четырех морских стругах шел донской атаман Фрол Минаев с пятьюстами выборных козаков.
Когда караван явился у Керчи, то здешний паша, видимо, испугался, спрашивал, зачем пришел такой большой караван, и присланный из Царя-града пристав настаивал, чтоб посланники ехали в Константинополь сухим путем, через Крым и Буджаки; но Украинцев отвечал: «По указу великого государя велено нам ехать морем на корабле царского величества, а сухим путем ехать нам не велено, да и не для чего, потому что тот путь в дальнем расстоянии; видно, ты, пристав, хочешь везти нас чрез Крым для какого-нибудь вымысла; только нам через Крым ехать не для чего, и до хана крымского никакого дела нам нет, говорить с ним не о чем». Пристав стращал посланников: «Видно, вы Черного моря не знаете, каково оно бывает с 15 августа, не напрасно дано ему имя Черное: бывают на нем во время нужды черны сердца человеческие». «Полагаемся на волю божию, а сухим путем не поедем», — отвечал Украинцев и закончил спор.
28 августа посланники вышли в море и благополучно достигли Царя-града; невиданное диво — русский корабль торжественно, при пушечной пальбе, вошел в Константинопольскую гавань и стал на якоре против сераля."



Корабль "Крепость".

На переговорах русские посланники предложили следующие условия:
1) вечный мир или продолжительное перемирие с тем, чтоб каждая сторона удержала то, чем владела в минуту переговоров, следовательно, Россия удерживала за собою все завоевания.
2) Татары не должны тревожить Русские области.
3) Когда Азов, Казыкермень и другие крепости будут в русском владении, то своевольные люди обоих государств уймутся; эти крепости великий государь не для какой-нибудь себе славы в своей стороне держать изволяет, но только для унятия с обеих сторон своевольных людей.
4) Если во время мира козаки пойдут войною на турецкие и крымские места, то вольно их побивать, как злодеев; а когда и походу возвратятся, то по царскому указу учинена им будет смертная казнь; так же будет поступлено взаимно с турецкой и крымской стороны.
5) Дачу, которая прежде бывала крымскому хану и начальным людям, великий государь за многие их неправды велел отставить, и впредь им той дачи не будет.
6) Полон весь освобождается на условном месте разменою.
7) Свободная торговля с обеих сторон.
8) Запорожцам вольно промышлять зверем и рыбок вплоть до днепровского устья.
9) Порубежные ссоры успокаиваются чрез послов.
10) Русские люди свободно ходят на поклонение св. местам, не платя никаких податей.
11) Св. места возвращаются грекам.
12) Православные в турецких областях свободно отправляют свое богослужение.


Давайте выделим главное - прежде всего - удерживаются за Россией Азов, Таганрог и Кызы-Кермен (то есть палец от попы чуть-чуть убрали, но за горло держим крепко). Далее - набеги с обеих сторон караются очень жестко. Ну и на сладкое - поминки крымскому хану более не платятся. И правильно, зачем теперь платить? Когда руки почти сжались на горле врага?
Переговоры по этим пунктам длились полгода - с февраля до июля 1700 года. В результате и та и другая сторона пошли на компромиссы.
Кызы-Кермен русские все-таки решили оставить, но перед этим срыть до основания, так же как и другие турецкие городки на Днепре. Таким образом единственным крупным городом в районе Днепро-Бугского лимана оставался Очаков.
Со стороны Дона самое крайнее к Перекопу русское поселение Миусское было расположено всего в 10 часах верховой езды (1.5 дневных перехода армии) от Турецкого Вала.
В свою очередь крымский хан, чтобы сохранить лицо, перевел поминки русские из обязательных в даримые по желанию Петра, "буде оно присутственно". То есть если Петр "не желал", то и не дарил.
Резюмируя можно сказать, что из той политической ситуации, которая сложилась, Петр вытащил максимум возможного. За что честь ему и хвала.

ЗЫ: что касается вот этой заметки уважаемого thor_2006 - я как минимум знаю еще одного политического деятеля, который примерно так же повел себя в очень сложной ситуации. Это Арман дю Плесси, кардинал де Ришелье.

[identity profile] komissar-cain.livejournal.com 2015-03-21 12:57 pm (UTC)(link)
-привет всем тем, кто мне рассказывал, что никакой угрозы от Польши нам к 1700-м годам не было

Ага-ага! И экспансионистской внешней политики у неё тогда уже не было :) Как сейчас эту беседу помню.

-но - Лещинский поднимал палец! - мы, поляки его слушать не будем

Это отсылка к "Золотому телёнку" и ксенздам или мне кажется?

[identity profile] george-rooke.livejournal.com 2015-03-21 01:17 pm (UTC)(link)

Скорее на "Заграница нам поможет!"

[identity profile] lev-usyskin.livejournal.com 2015-03-21 01:30 pm (UTC)(link)
кусочек из моего давнего интервью с Д. Гузевичем:

Теперь вопрос, так сказать, сослагательного характера. Что, на ваш взгляд, во время ВП Петр сделал не так? Какие вам видятся ошибки посольства? Я имею в виду не собственно дипломатическую, антитурецкую миссию посольства. которая не удалась, потому что и не могла удаться, ибо изначально была обречена. А то, что хотелось и по-настоящему нужно бы было реализовать…

Можно, конечно, говорить о поведенческих ошибках этого экстравагантного персонажа – царя Петра. Но он на этом получал дивиденды – информацию и т.д. Из серьезного же пожалуй, вот что. Россия, на мой взгляд, могла получить тогда Керчь. Для этого, едва 8 декабря 1697 г. была получена информация о том, что султан запросил мира, а еще через неделю приехал посол Австрийского императора и пригласил послов срочно в Вену, – надо было оставлять кого-то одного из них доделывать дела, самому мчаться в Вену, задерживать насколько возможно ход мирных переговоров, одновременно отослать в Россию распоряжение о форсированном завершении строительства Азовского флота к весне 1698 г. – да, были бы плохие корабли, было бы их не так много, но они бы были в строю, и вместе с первой азовской эскадрой, которая еще не успела сгнить, представляли бы собой довольно грозную силу. Надо было посылать посланника в Персию, дабы стимулировать ее в войне против Турции (австрийский посланник оказался там осенью 1698 года, а посланник Петра вполне мог быть там еще весной). После этого, летом 1698 года следовало выступить в поход на Керчь и взять ее. А уже потом заключать с султаном мир по принципу uti possidetis – кто что контролирует, тот тем и владеет. Именно так собирались договариваться между собой другие участники Карловицкого конгресса. Многие из этих действий, на самом деле, пытались осуществить – но на полгода позже, когда уже ничего сделать было нельзя. Австрия даже пыталась помочь Петру на конгрессе – но и это было нереально. А вот если бы Керчь к тому времени была взята или хотя бы шла ее осада…

То есть либо Петр здесь ошибся, либо он принял другое решение.

[identity profile] george-rooke.livejournal.com 2015-03-21 01:55 pm (UTC)(link)

Скорее всего у царя уже были другие планы. Рава уже была к этому времени.

[identity profile] lev-usyskin.livejournal.com 2015-03-21 02:29 pm (UTC)(link)
к какому? к декабрю 97? никакой равы не было, а была морковка в виде транспорта рояль.

кстати, если б в москве украинцев с нарышкиным работали более расторопно, то все бы завершилось для россии уже на карловацком конгрессе: в константинополь никто б не поехал. возницын не подписал мирного договора только потому, что не имел четких указаний из посольского приказа.

[identity profile] george-rooke.livejournal.com 2015-03-21 03:10 pm (UTC)(link)
Извините, но к декабрю 1697-го у нас из кораблей только "Апостол Петр" да "Апостол Павел". Нету еще инструмента для взятия Керчи и прикрытия с моря десанта.
Только в 1698-99-м годах когда есть "Крепость", "Скорпион", "Флаг", "Золотая Звезда", когда есть кумпанские "Колокол", "Лилия", "Трумпель", "Три рюмки", "Стул", "Весы" и т.д. - вот только тогда есть смысл идти к Керчи. Ранее будет так как под Таганрогом в 1711-м - подойдут хотя бы 6-8 турецких кораблей, и весь десант резко отменяется.

[identity profile] ivvvv.livejournal.com 2015-03-21 02:55 pm (UTC)(link)
Книжку писать про Петров политик надо.

[identity profile] newlander.livejournal.com 2015-03-21 05:56 pm (UTC)(link)
+1

[identity profile] gromoboy1.livejournal.com 2015-03-21 04:40 pm (UTC)(link)
А откуда про планы на Керчь? Это документально как-то подтверждено, или предположение современных исследователей? Я этим вопросом плотно не занимался, но что-то нигде в опубликованных документах ничего не припоминаю.

Сама идея десантной операции в Керчи вполне в духе Петра: красиво, но непродуманно. Крепость будет находиться фактически в постоянной блокаде/осаде, снабжение по всем позициям - только морем. Точнее, сначала все припасы и подкрепления собрать в Воронеже, потом до Азова, и от Азова - Азовским морем до Керчи. Учитывая, что системно освоенные территории заканчивались недалеко от Воронежа, и надо было еще параллельно (!) заниматься самим Азовом и Троицким на Таган роге - чУдный прожект... Прям прелюдия Низового корпуса...

[identity profile] george-rooke.livejournal.com 2015-03-21 06:31 pm (UTC)(link)
Высказана Петром во Время Великого Посольства графу Кинскому.
Соловьев: "Он спешил приступить к делу и в разговоре с канцлером, графом Кинским, объявил, что недоволен решением императора заключить мир на основании uti possidetis (да владеет каждый тем, чем владеет во время мирных переговоров), объявил, что для России необходимо обеспечить себя со стороны Крыма, овладеть здесь хорошею крепостию; Россия для императора разорвала мир с турками; надобно, чтоб все союзники получили желаемые ими выгоды; англичан и голландцев слушать нечего: они заботятся только о своих барышах; император спешит помириться с турками для войны с французами за испанское наследство и покидает своих союзников: но как скоро начнется французская война, султан немедленно поднимется на императора; войска выйдут из Венгрии для французской войны, и венгры забунтуют. Царь требовал кроме удержания всех своих завоеваний еще крепости Керчи в Крыму, без которой никакой пользы ему от мира не будет: татары по-прежнему будут нападать на Россию. Петр не досказал: с Азовом и Таганрогом без Керчи он был заперт в Азовском море. Если турки не согласятся на уступку Керчи России, то союзники должны продолжать войну Император отвечал, что требования царя справедливы, но чтоб заставить турок исполнить их, лучше всего, если русские поспешат взять Керчь оружием, обещал поддерживать на конгрессе требования русских уполномоченных и не приступать ни к чему без согласия с царем. "

[identity profile] gromoboy1.livejournal.com 2015-03-21 08:42 pm (UTC)(link)
Требовать уступить Керчь в ходе переговоров и планировать захватить Керчь - это все-таки две ОЧЕНЬ большие разницы :). Пользуясь слабостью Турции попытаться выторговать в ходе "пакетного соглашения" себе побольше - это нормально. Более того, заявить "на старте" требования сразу Керчи - очень неплохая переговорная позиция, с нее легко отойти на "компромисные" Казыкермень+Азов. Но всерьез брать Керчь Петр, судя по всему, все-таки не планировал